четверг, 5 июля 2012 г.

Анализ и прогноз важнейших тенденций и изменений на автомобильном рынке Украины, России и Беларуси. Январь - Май 2012 год


ОБЩИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ НА АВТОРЫНКЕ И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ЭКОНОМИКОЙ

Россия

Продажи новых иномарок в России остаются на уровне около 200 тыс. в месяц, повторяя график 2008 года.
Рис. 1. Продажи новых иномарок в России по месяцам в 2007-2012 гг. 
Как и ранее, мы предполагаем, что во второй половине года продажи будут значительно превышать уровень 2008 года, что приведет к новому рекордному результату.
Вероятность введения утилизационных сборов на импортируемые автомобили в России является высокой. Скорее всего, дата окажется во временном интервале с 1 августа 2012 г. по 1 января 2013 г., так как многие технические вопросы не решены. Кроме того, остается непонятным распространение данных мер на страны Таможенного Союза. Возможно, более определенную информацию мы получим после встречи премьер-министров России, Беларуси и Казахстана 15 июня, а также рассмотрения нижней палатой российского парламента проекта соответствующего закона (пока он лишь одобрен профильным комитетом Госдумы).
Важнейшим событием конца мая – начала июня в России стало существенное ослабление российского рубля к корзине валют (о вероятности такого развития событий мы говорили неоднократно).При этом надо отметить, что курс не вышел и в ближайшем будущем не выйдет за пределы коридора привязки к корзине доллар-евро (см. график).
Рис. 2. Курс российского рубля к корзине доллар-евро в 2010-2012 по месяцам
Данный процесс носил несколько драматический характер на фоне того, что доллар одновременно укрепился к евро. Однако в целом с начала года рост курса доллара совсем незначителен, а курс по отношению к корзине почти не изменился.
Ослабление курса рубля, на наш взгляд, было допущено Банком России умышленно – превентивная мера против ухудшения торгового баланса и оттока капитала в условиях снижения цен на нефть и рисков нарастания кризиса в странах ЕС. Ситуация с курсообразованием остается полностью подконтрольной Банку России с учетом высокого уровня накопленных золотовалютных резервов.

Украина

Автомобильный рынок сохраняет положительную динамику. Следует отметить, что продажи новых иномарок растут каждый месяц, в том числе в мае по сравнению с апрелем. Для сравнения, в 2010 и 2011 годах в мае продажи были ниже, чем в апреле.
При отсутствии законодательных изменений можно рассчитывать на дальнейший плавный рост рынка ”параллельно” линии 2011 года, но с ее превышением.
Рис. 3. Продажи новых иномарок в Украине по месяцам в 2009-2012 гг.
В том случае, если импортные пошлины будут увеличены, динамика рынка иномарок существенно замедлится, и график будет носить более ”плоский” характер. Сильного падения не произойдет, так как многие импортеры уже подготовились к возможному увеличению пошлин, нарастив склады растаможенных автомобилей в Украине. Экономический рост в стране незначителен (в пределах 2%), но отсутствует и падение, инфляция почти равна нулю, а курс доллара стабилен. Потребность в обновлении автомобильного парка продолжает нарастать.
Отметим, что в Украине, как и в России, усиливаются разговоры о введении утилизационных сборов. На наш взгляд, некая конкретика в Украине появится после того, как данная мера заработает в России.

АНАЛИЗ ИТОГОВ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА ЗА ЯНВАРЬ-МАЙ 2012 ГОДА

Общие итоги 5 месяцев 2012 по трем странам

Покажем общие итоги продаж новых иномарок (включая местную сборку) в России за 5 месяцев 2012 года относительно аналогичного периода 2004-2011 гг. (общая динамика, тыс. автомобилей).
Рис. 4. Объемы продаж новых иномарок за январь-май 2006- 2012 гг. в РФ
В январе-мае 2012 года российский рынок вырос на 27% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Прежний рекорд января-мая 2008 г. превышен на 1,5%.
В Украине прирост продаж по сравнению с январем-маем 2011 г. составил 21%. Однако сравнение с показателями 2007 и 2008 гг. выглядит достаточно красноречиво.
Рис. 5. Объемы продаж новых иномарок за январь-май 2006- 2012 гг. в Украине
Рассмотрим подробнее общие итоги продаж новых иномарок (включая местную сборку) в России и Украине за май 2012 г.относительно мая 2011 г. и среднемесячных продаж в I квартале 2012г.
 Рис. 6. Объемы продаж новых иномарок в РФ и Украине в I квартале 2012, мае 2011 и мае 2012гг.
В мае 2012 г. прирост по сравнению с маем предыдущего года в РФ составил 19%, а в Украине – 24%.  Прирост продаж к среднемесячным за I квартал 2012г. составил 27% в РФ и 33% в Украине. В целом это нормальная динамика.

Автомобильный рынок России за 5 месяцев 2012 года.

Покажем ТОП-20 продаж новых иномарок в России в разрезе отдельных брендов по итогам 5 месяцев 2012 года (см. таблицу). Цветным фоном выделены марки Атлант-М в России.
Место
2012
Место
2011
Марка
Продажи за
5 мес. 2012
Продажи за
5 мес. 2011
Прирост
продаж
1
1
Renault
75720
59139
28%
2
2
Kia
73690
58394
26%
3
3
Hyundai
73146
57602
27%
4
8
Volkswagen
71912
38663
86%
5
5
Nissan
65836
49443
33%
6
4
Toyota
62664
50191
25%
7
7
Ford
50652
40689
24%
8
6
Chevrolet
50269
44542
13%
9
11
Skoda
36430
25504
43%
10
9
Daewoo
32190
35725
-10%
11
12
Opel
32064
23945
34%
12
10
Mitsubishi
26175
29497
-11%
13
13
GM-АвтоВАЗ
24519
18892
30%
14
16
Mazda
20090
14249
41%
15
14
Peugeot
18255
17280
6%
16
18
Mercedes
14668
10887
35%
17
15
Suzuki
14327
15343
-7%
18
20
Citroen
13845
9632
44%
19
21
Audi
13511
9536
42%
20
19
BMW
13271
9740
36%
За 5 месяцев 2012г. марка VW по-прежнему опережает конкурентов по динамике роста. Следует отметить тот факт, что пятёрка лидеров практически сохранила свои позиции по сравнению с прошлым годом, за исключением Toyota, которую вытеснил на 6 позицию Volkswagen. В целом темпы роста продаж замедлились по сравнению с 1 кварталом 2012 г., однако 17 из 20 марок «в плюсе» по сравнению с 2011 годом. Падение продаж показали DaewooMitsubishi и Suzuki.
Премиальные марки улучшили свои позиции с ростом выше среднерыночного.
Для большей наглядности на диаграмме ниже представлено, какие марки ТОП-20 показали наибольший прирост продаж в России по итогам 5 месяцев 2012 года относительно аналогичного периода 2011 года (марки Холдинга выделены желтым цветом).
Рис. 7. Изменение объемов продаж за 5 мес. 2012 г.
по сравнению с  5 мес. 2011 г. в России по маркам
Как и ранее, мы констатируем, что марки Холдинга, за исключением Ford и Chevrolet, растут быстрее рынка.
Интересно посмотреть также на краткосрочные колебания продаж, а именно их величину в мае по сравнению со среднемесячной за январь-март.
Рис. 8. Изменение объемов продаж в мае 2012 г.
по сравнению с среднемес. продажами в 1 кв.  2012 г. в России по маркам
Данный график показывает, что марки-аутсайдеры по приросту – DaewooChevroletMitsubishi и Suzuki – начали несколько компенсировать свой провал начала года. Из марок Холдинга в РФ Skoda и Opel растут устойчиво, а вот Ford продолжает постепенно сдавать позиции.

Автомобильный рынок Украины за 5 месяцев 2012 года

Покажем TOП-20 продаж новых иномарок в Украине в разрезе отдельных брендов по итогам 5 месяцев 2012 г. по сравнению с тем же периодом 2011 года.
Место
2012
Место
2011
Марка
Продажи за
5 мес. 2012
Продажи за
5 мес. 2011
Прирост
продаж
1
1
Hyundai
8177
7491
9%
2
3
Volkswagen
7087
3936
80%
3
6
Kia
6129
3703
66%
4
4
Skoda
5432
4150
31%
5
5
Renault
5162
4144
25%
6
2
Toyota
5110
4990
2%
7
7
Chevrolet
4376
3879
13%
8
9
Nissan
4347
3364
29%
9
8
Ford
3578
3214
11%
10
12
Geely
3558
2117
68%
11
11
Mitsubishi
1970
2949
-33%
12
15
Peugeot
1724
1297
33%
13
10
Daewoo
1508
2381
-37%
14
14
Fiat
1495
1239
21%
15
13
Chery
1421
1505
-6%
16
21
Citroen
1333
600
122%
17
16
Honda
1075
1437
-25%
18
19
Mercedes
1045
707
48%
19
17
Ssang Yong
963
688
40%
20
24
Audi
897
503
78%
Среди марок ТОП-10 наибольший рост в рейтинге и в продажах показывают VWGeelyKia. Сильное падение в рейтинге у Toyota. Среди марок второго эшелона выделим Citroen.
Падение продаж показали японские марки (HondaMitsubishi), а также Daewoo и Chery.
Марки премиального сегмента Mercedes и Audi показали прирост продаж, значительно превышающий рыночный. Audi при этом вошла в TOP-20, откуда выбыли Lexus и BMW.
Для большей наглядности на диаграмме ниже представлено, какие марки ТОП-20 показали наибольший прирост и падение продаж по итогам 5 месяцев 2012 года (марки Холдинга в Украине выделены желтым цветом).
Рис. 9. Изменение объемов продаж за 5 мес. 2012 г.
по сравнению с  5 мес. 2011 г. в Украине по маркам
Все марки Холдинга в Украине, особенно VW, растут быстрее рынка в целом. Отставание HondaDaewoo и Mitsubishi от рынка схоже с положением данных марок в РФ.
В мае 2012 все марки увеличили свои продажи по сравнению со средним уровнем января-марта. Среди марок Холдинга в худшем положении находится Nissan, динамика роста которой отстает от ожидавшейся.
Рис. 10. Изменение объемов продаж в мае 2012 г.
по сравнению с среднемесячными продажами в 1 кв.  2012 г. в Украине по маркам

Комментариев нет:

Отправить комментарий